ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ

ПАССИВНОЕ И АКТИВНОЕ СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

С познанием гармоник в качестве одного из аспектов звука система вашего слухового восприятия претерпевает кардинальные изменения. Вы начинаете различать гармоники в стуке воды, капающей из крана, или в завывании ветра за окном. А вместе со слухом меняется и ваше сознание.

Умение слушать дается нам при рождении, однако с возрастом, к сожалению, многие из нас полностью или частично теряют этот дар. Слуховое восприятие имеет два аспекта: пассивный и активный. В первом случае ухо воспринимает или не воспринимает звук, если он не входит в рамки доступного слуху диапазона. После этого — если звук услышан — сигнал поступает в мозг ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ, который распознает характер и значение этого звука. Однако существует и активный вид слухового восприятия.

Система Томатиса

Доктор медицины Альфред Томатис, французский врач-отоларинголог, посвятил сорок пять лет упорной работы изучению человеческого аппарата слухового восприятия — его устройства и назначения. Доктор Томатис выделяет три важнейшие функции слуха:

1. Поддержание равновесия в организме (стабилизация состояния нервной системы, восстановление физического тонуса, а также координация сенсорной информации и двигательных реакций.

2. Анализ и расшифровка движения за пределами организма (за это отвечает улитка, передняя часть ушного лабиринта) и соотнесение самого организма с этим движением (такова функция вестибулярного аппарата), то есть установление слухового и голосового контроля.

3. Стимуляция работы мозга.

В соответствии ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ с теорией доктора Томатиса, звуки одного рода изнуряют слушателя, приводят его в состояние усталости; другие же, напротив, заряжают его бодростью. Особенно благотворное воздействие, считает доктор Томатис, оказывают звуки, содержащие в себе высокочастотные гармоники (к примеру, звуки григорианского хорала). Именно высокие частоты (около 8000 Гц) способны стимулировать центральную нервную систему и кору головного мозга.

Чтобы помочь своим пациентам перейти от пассивного к активному слуховому восприятию, доктор Томатис изобрел прибор, получивший название «электронного уха». Наушники, которыми снабжен прибор, представляют собой особого рода фильтр, позволяющий различать высокие частоты (и таким образом заново научиться воспринимать их самостоятельно). Слушая записи обер-тональных песнопений различных традиций (названия ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ сборников перечислены в разделе «Список музыкальных произведений»), мы обнаружили, что важнейший элемент мелодии песнопений составляют высокочастотные гармоники, активизирующие работу мозга. Кроме того, пациенты Томатиса обучаются распознавать и применять г, лечебных целях гармоники, образуемые их собственнь'м голосом.

Доктор Томатис открыл для себя целительные способности высокочастотных звуков после того, как высшие иерархи одного бенедиктинского монастыря обратились к нему за помощью. После II Ватиканского собора новый аббат прекратил практику духовных песнопений, занимавших прежде от шести до восьми часов, сочтя их пустой тратой времени. А через некоторое время после этого решения монахи впали в состояние хронической усталости и депрессии.



Усилия множества врачей ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ вернуть монахам былую бодрость оказались безрезультатными. Один известный французский специалист, осмотрев больных, заключил, что недуг их порожден недоеданием (рацион бенедиктинцев практически полностью состоял из растительной пищи) и предписал им новую диету, основанную на мясных продуктах и картофеле. Французский доктор, очевидно, забыл, что бенедиктинские монахи были вегетарианцами еще с XII в. и прежде аскетический образ жизни не причинял вреда их здоровью. Итак, больные начали питаться мясом и картофелем, отчего состояние их только ухудшилось.

Наконец руководство монастыря обратилось за помощью к доктору Томатису. И тот обнаружил, что монахи заболели из-за того, что их лишили возможности петь. Ведь именно ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ терапевтический эффект григорианского хорала придавал им сил, чтобы проводить дни в беспрестанных трудах и молитвах. Лишь только практика ежедневных песнопений по указанию Томатиса была восстановлена, монахи вновь обрели прежнюю энергию.

Человеческий слух, являясь проводником звука, отвечает за стимуляцию коры головного мозга и восстановление 90-95% процентов общей энергии организма. В этом доктор Томатис и видит одну из главных функций слуха. Григорианские песнопения, в соответствии с его подсчетами, «содержат в себе все частоты голосового диапазона — приблизительно от 70 до 9000 Гц». Этот же диапазон охватывают и тибетская техника «однотонального аккорда», техника хоомей и иные традиции обертонального пения, описанные в этой книге.

В интервью ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ, опубликованном в статье «О системе То-матиса», доктор отмечает, что в области звукотерапиц «наиболее важны частоты от 2000 до 4000 Гц, то есть верхний уровень голосового диапазона. Высокочастотные обертоны составляют тембровую окраску голоса, тогда как низкочастотными обертонами передается смысловая часть высказывания».

По теории Томатиса, терапевтический эффект гармонического пения достигается главным образом благодаря проводимости костной ткани: последняя резонирует на частоте около 2000 Гц:

«Звук образуется не во рту, не в теле, а, по сути дела, в костях. Кости "поют", как поют стены церкви, резонируя с голосом певца».

В частности, звук усиливает путем резонанса костная ткань черепа. Кроме того, проводимость костной ткани обеспечивает стимуляцию ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ стремечка (слуховой косточки среднего уха), которое, как считает Томатис, в первую очередь отвечает за активизацию работы мозга. Томатис утверждает, что, ежедневно в течение четырех часов либо прослушивая звуки, богатые высокочастотными гармониками, либо производя их самостоятельно, человек может поддерживать высокую активность мозговой деятельности. Сам доктор сохраняет бодрость на протяжении большей части суток, обходясь максимум четырьмя часами сна. Эту свою способность он объясняет тем, что регулярно слушает звуки, содержащие высокочастотные гармоники. Доктору также удалось открыть и описать явление, известное как «эффект Томатиса». Суть его заключается в том, что человеческий голос способен производить и имитировать лишь те звуки, которые способно воспринимать ухо ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ. То есть до тех пор, пока вы не научитесь различать определенные обертоны, вы не сумеете и воспроизвести их. Следовательно, изменения в слуховом восприятии, в способности слышать, влекут за собой изменения в работе голосового аппарата и голосовом диапазоне. Итак, активизируя систему слухового восприятия, открывая свой слух гармоникам, мы обретаем возможность не только воздействовать на деятельность мозга и общее состояние своего организма, но и качественно изменить свои вокальные данные.

Дэвид Хайкс, человек, основавший Гармонический хор и пробудивший в западном обществе интерес к оберто-нальному пению как виду искусства, внес собственный вклад в концепцию активного слухового восприятия. Вот что пишет он в заметке, сопровождающей программу ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ концерта Гармонического хора:

«Сможет ли человечество заново научиться слушать звуки мира, вместо того чтобы постоянно отключаться от них? Вслушайтесь внимательнее в окружающие звуки, и однажды вы различите ту целительную гармонию, что кроется в бессмысленном грохоте повседневной суеты. Это будет означать, что вы сделали второй шаг на длинном пути, ведущем к активному слуховому восприятию. Вам предстоит пройти этот путь целиком, этап за этапом. Начинается же он с познания тишины. Искусство активного слухового восприятия неотделимо от искусства гармонической музыки. Гармоническая музыка — источник всего самого важного и самого прекрасного в мире звука и в мире людей, связанных воедино законами вибрации».

Активное ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ слуховое восприятие — ключ не только к искусству гармонического пения, но и к познанию иных уровней сознания. К примеру, индуистская традиция рассматривает активное слуховое восприятие, «слушание» как мощное средство расширения сознания. Выражением этой концепции является образ шабды, «звукового потока»: оседлав его, словно крылатого коня, человек уносится в другие миры. Приобщение к «звуковому потоку» достигается медитацией на звук.

ЗВУКИ ТАЙНЫЕ И ЯВНЫЕ

В санскрите, языке Вед, существует два разных термина для обозначения внешнего и внутреннего звука. Звук слышимый, физический носит название «ахата». Он возникает в результате возбуждения колебательной системы, то есть когда какая-либо внешняя сила приводит физический, объект в ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ состояние вибрации. Ему противостоит «анаха-та» — звук скрытый, непостижимый. Он не является порождением вибрации физического тела. Ахата доступна практически каждому; анахату же может услышать лишь опытный мастер медитации.

Меня всегда волновал вопрос: возможно ли, что гармоники представляют собой связующее звено между ахатой и анахатой и, следовательно, между сферой физической и метафизической? Ведь в результате физического воздействия возникает основной тон, но не гармоники.

Духовные учителя подтвердили правоту моей догадки: гармоники действительно являются связующей нитью между физическим планом бытия и другими, высшими планами. Пир Вилаят Хан, глава Западного суфийского ордена, сравнил обертоны с лестницей, по которой человеческое сознание может подняться к иным уровням реальности ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ. С этим утверждением перекликаются слова медиума Каймо-ры, сказанные в трансе: гармоники связывают между собой семь уровней бытия: физический, астральный, каузальный (причинный), ментальный и еще три уровня. Путь к высшим планам реальности лежит через пение или активное слушание гармоник.

ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ

Слушание гармоник — ключ к освоению техники медитации. Чтобы открыть для себя путь к иным мирам, мы должны расширить свое слуховое восприятие, научившись различать «звуки внутри звука», то есть гармоники17.

Найджел Чарльз Хафхайд, европейский мастер оберто-нального пения, пишет:

«То, что человеческим слухом воспринимается как тембр, на деле представляет собой отражение универсального принципа — принципа гармонического ряда. Гармонический ряд ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ — это система организации обертонов, мельчайших элементов звука. Принцип гармонического ряда не является принадлежностью исключительно музыкальной сферы: он приложим к любому звуку, встречающемуся в природе».

Впервые прослушав альбом Гармонического хора «Песни солнечных ветров», я то ли уснул, то ли вошел в состояние измененного сознания посреди шумного холла вашингтонского отеля. Впоследствии я слушал эту пленку еще неоднократно, и записанные на ней гармоники неизменно оказывали на мое сознание столь же необычайное воздействие. И не я один-испытал на себе удивительную силу этих звуков. Роберт Палмер, также прослушавший альбом, изложил свои впечатления в статье, опубликованной в «Нью-Йорк Тайме»:

«Слух наполняют волшебные звуки — словно ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ с небес льется гармония ангельских хоров и огромных невесомых оркестров. Прозрачно звенят мириады струн, раскатисто гудят ряды валторн, нежно поют свирели... Превращение

17 В разделе «Список музыкальных произведений» перечислены замечательные музыкальные сборники, которые помогут вам в процессе медитации. По большей части это кассеты с высококачественной записью обертонального пения различных исполнителей.

происходит внезапно. На несколько секунд я невольно отвлекаюсь, а когда вновь обращаюсь к музыке, вдруг понимаю, что голоса мистера Хайкса и его шести певцов непостижимым образом преобразились. Откуда-то издали ко мне несутся волны призрачной, неземной музыки. В изумлении я начинаю снова напряженно прислушиваться. И чем больше вслушиваюсь, тем больше чудесных ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ звуков открывается моему слуху».

По теории доктора Альфреда Томатиса, почти все черепные нервы соединены с ухом. В частности, слуховой аппарат оказывает воздействие на работу зрительного и глазодвигательного нерва; следовательно, органы слуха участвуют в процессах зрительного восприятия и движения. Кроме того, со слуховым аппаратом связан блуждающий нерв (десятая пара черепных нервов), который регулирует работу гортани, бронхов, сердца, желудочно-кишечного тракта. Таким образом, в сфере воздействия органов слуха находятся голос, дыхание, сердечный ритм и пищеварение. Это, на мой взгляд, полностью объясняет тот факт, что обертональное пение с его нежными, мягкими мелодиями так легко погружает человека в расслабленное, медитативное состояние ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ.

Не думайте, дорогие читатели, что я слишком отклонился от первоначальной темы. Да, настоящая глава не посвящена «врачеванию» в прямом смысле этого слова. Однако и приверженцам холизма, и специалистам в области аллопатической медицины прекрасно известны целительные свойства релаксации и медитации. Вопрос о взаимосвязи между физическим здоровьем и душевным состоянием неоднократно поднимался в литературе. Релаксация и медитация — путь к исцелению множества телесных недугов, включая сердечные болезни, последствия инсульта, нарушения в иммунологической системе. Некоторое время назад даже возникла новая научная дисциплина — психонейроиммунология, объектом изучения которой как раз и стала взаимосвязь тела и сознания.

Реакция релаксации

Доктор философии Марк Райдер, исследователь из Южного Методистского университета ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ, опытным путем выяснил, что у людей, прослушавших запись Гармонического хора, наблюдается замедление сердечного и дыхательного ритмов, а также спазматические кожные реакции. (Музыка иного рода такого влияния не оказывала.) Ранее мы уже выделили три аспекта физиологического воздействия обер-тональной музыки:

— стимуляция коры головного мозга;

— замедление дыхания и сердцебиения;

— снижение частоты колебаний мозговых волн. Производя вокальные гармоники самостоятельно, мы

также можем достичь состояния, которое доктор медицины Герберт Бенсон обозначил термином «реакция релаксации». Изучая физиологическое воздействие мантр, доктор Бенсон открыл, что повторение единственного слова влечет за собой весьма определенный эффект: снижение потребления кислорода (и, следовательно, замедление дыхания), замедление сердечного ритма (в ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ среднем — на три удара в минуту), замедление пульса и обмена веществ. При этом повышалось излучение альфа-волн.

Марк Райдер первым выяснил, что люди, самостоятельно производящие вокальные гармоники, испытывают «реакцию релаксации» в более мощной форме, чем те, кто просто слушал обертональную музыку в записи. Как я уже отмечал выше, каждый гласный звук порождает свой особый набор гармоник. Пение долгих гласных — это упрощенный, подготовительный метод обертонально-го пения.

Очевидно, можно выделить два пути использования гармоник в процессе медитации. Во-первых, можно просто слушать гармоники, перемещаясь с их помощью на другие уровни сознания. Во-вторых, можно слушать те гармоники, которые мы производим сами, то есть ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ совмещать обер-тональное пение с активным слуховым восприятием.

СИЛА ТИШИНЫ

Если вы избрали первый путь работы с гармониками, вам следует для начала познать энергию тишины. Эта энергия несет с собой покой и умиротворение. В безмолвии заключены все звуки мира. Пребывая в молчании, человек может услышать внутреннюю симфонию, которая и есть он сам. Организм каждого из нас можно уподобить волшебному оркестру, исполняющему сложную полифоническую мелодию. Складывается она из мириадов звуков, порождаемых работой сердца, дыхательного аппарата, кровеносной системы, слухового аппарата, нервной системы, мозга. Различить все эти звуки можно только в тишине. В тишине мы начинаем лучше различать и внешние ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ звуки, голоса природы — птичье щебетание, шелест ветра, а иногда и звуки, производимые электрическим током, например, шестидесятигерцевый гул ламп и холодильников18.

Я убедился на собственном опыте, что самый быстрый и легкий способ войти в состояние измененного сознания — просто в течение нескольких минут посидеть в полном молчании. «Настроив» слух на звуки окружающего мира и внутренний аккорд своего организма, мы полностью изменяем систему своего чувственного восприятия (включая и сам слух). Меняется также и частота мозговых волн. Те звуки, на которые мы раньше не обращали внимания, могут открыть нам множество новых истин о нас самих и об окружающем мире. Погружение в безмолвие — это ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ основной элемент различных медитативных техник звуковой йоги. С молчания медитация начинается, им же и заканчивается.

Слуховое восприятие, как уже говорилось, может быть активным и пассивным. В процессе активного слухового восприятия наш слуховой аппарат превращается в орган познания. Пассивно воспринимая окружающие звуки, мы зачастую не уделяем им должного внимания, не выделяем

18 В США частота тока в электрических сетях составляет 60 Гц.

их из общей массы, иногда и вовсе не замечаем их. Но погружение в молчание позволяет пробудить к жизни активное слуховое восприятие. Развитие активного слухового восприятия происходит в несколько этапов. Первый этап и представляет собой преодоление огромной пропасти между «слышанием» и «слушанием». Учась слушать, мы ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ готовимся к восприятию всего неисчислимого многообразия окружающих звуков.

Одна из важнейших функций слухового аппарата — оборонять человека от напора мириадов звуков окружающего мира. Диапазон человеческого слухового восприятия составляет широкий, но все же ограниченный ряд частот — приблизительно от 16 до 16 000 Гц. Благодаря этим рамкам мы и не подозреваем о сотнях и тысячах других звуков, которые в противном случае ежесекундно атаковали бы наш слух. Многие животные воспринимают частоты в значительно большем диапазоне. К примеру, летучие мыши преследуют добычу, ориентируясь по сложной системе ультразвуковых сигналов. Дельфины способны издавать и воспринимать звуки частотой до 200 000 Гц. Слоны же для общения друг с другом ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ и в брачных ритуалах применяют крайне низкие звуки, также недоступные человеческому уху.

А что могло бы случиться, если бы наш слух вдруг раскрылся для восприятия всех этих неисчислимых частот? Вполне вероятно, что мы бы этого просто не выдержали. Возможно, именно этим и объясняется устройство человеческого слухового аппарата.

Восприятие повседневных звуков

На первом этапе перехода к активному слуховому восприятию человек должен научиться фиксировать звуки всех уровней слухового диапазона. Таким образом он обретает способность воспринимать и распознавать значительно большее количество звуковых волн одновременно. Один из примеров такой способности — психоакустический феномен, известный как «эффект вечеринки». Вы находитесь на людной вечеринке, где все говорят примерно ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ с одинаковой громкостью. Хотя рядом с вами ведется еще три-четыре диалога, вы воспринимаете только слова своего собеседника. Человеческое ухо обладает удивительной способностью концентрироваться на одном звуке из множества. Но возможна и иная ситуация: вы увлеченно с кем-то беседуете, как вдруг со стороны до вас доносится ваше имя. Хотя тот, кто его произнес, не повышал голоса, вы почему-то его услышали. Особое внимание к своему имени заставляет нас бессознательно переходить от пассивного слухового восприятия к активному.

Восприятие гармоник

На втором этапе перехода к активному слуховому восприятию человек учится различать в обычных звуках гармоники. Я начал повсюду слышать гармоники вскоре после ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ того, как вообще узнал об их существовании. Помню, как я, сидя где-нибудь, вдруг начинал улавливать звуки, которых раньше не замечал, — стук капель, падающих из крана, или гул электричества. А затем эти звуки вдруг обрастали гармониками. Так мало-помалу изменилась вся моя система слухового восприятия, а это, в свою очередь, повлекло за собой расширение сознания.

Гармоники — непременная принадлежность каждого звука, и тот, кто не умеет их слышать, проходит мимо огромного непознанного мира. Звуки, наполненные обертонами, оставаясь прежними, привычными звуками, воспринимаются уже совсем иначе. Вы как будто проникаете в самую глубину звука, постигая его суть.

Гармоники и воображение

На третьем этапе ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ в работу вступает воображение. Зачастую, когда музыка нас по-настоящему увлекает, воображение включается само собой. Доктор Хелен Бонни разработала целую терапевтическую методику, основанную на стимуляции воображения посредством музыки. Определенного рода музыка вызывает у пациентов реакции, которые влекут за собой расширение сознания. Доктор Бонни утверждает, что музыка в данном случае производит столь же мощный эффект, как и психотропные препараты, однако, в отличие от наркотиков, не таит в себе никакой опасности.

Под воздействием гармоник, а в особенности гармонического пения, воображение пробуждается легко и естественно. Нежный звон колокольчика или пение ангелов — такие образы обычно вызывает у слушателей обертональ-ная музыка ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ.

Преображение реальности посредством единения со звуком

На четвертом этапе вы учитесь преображать физическую реальность звука в альтернативную реальность, путешествуя при помощи звука по иным уровням бытия. Все этапы медитации, основанной на активном слуховом восприятии, взаимосвязаны, поэтому и в данном случае не обойтись без воображения. Пример из книги Джона Боле «Музыка и звук в искусстве врачевания» (John Beaulieu. Music and Sound in the Healing Arts) прекрасно иллюстрирует эту мысль:

«Я в компании двоих друзей прогуливался по одной из улиц Нью-Йорка. Вдоль тротуара, грохоча невыключенными моторами, стояли грузовики. Рабочие выгружали из кузовов ящики и коробки. Что-то в звуке моторов привлекло мое внимание. Попросив ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ друзей присмотреть за мной, я сел на обочину и начал вслушиваться. Поскольку в том месте, где я сидел, мне ничто не грозило, я позволил себе полностью расслабиться и отключиться. Грохот моторов был пронизан отчетливым ритмом — «да-да-даа-бум, да-да да-да-даа-бум»... Я позволил своему сознанию унестись вслед за звуком. Сначала в памяти моей всплыло воспоминание о том, как подростком в Индиане я отправился посмотреть на гонки и там, очарованный ревом заводимых моторов, представлял себя за рулем гоночного автомобиля.

Еще внимательнее вслушавшись в звук, производимый грузовиками, я почувствовал, что «вливаюсь» в его ритм. К воспоминаниям ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ и образам, захватившим меня, прибавилось и новое ощущение — ощущение глубочайшего покоя. И вдруг на секунду меня посетило чувство, что я и есть тот звук.

Затем в моем сознании произошел сдвиг, и я оказался в группе певцов из австралийского аборигенного племени. Я понимал, что они хотят передать мне послание, в котором рассказывается о времени сновидений, времени до начала времен. Я видел аборигенов также отчетливо, как несколько минут назад — грузовики. Я принял послание и понял его смысл. Затем старик-певец знаком показал мне, что им нужно идти дальше в пустыню. Это я тоже понял. В эту секунду мой друг ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ постучал меня по плечу, и я вернулся в земную реальность, на нью-йоркскую улицу. Грузовик отъезжал от тротуара...»

Это описание — наглядный пример того, что было сказано о разных уровнях активного слухового восприятия. На четвертом уровне Джон ощущал себя звуком и перемещался вместе с ним. Но самое интересное в пережитом Джоном опыте — его общение с австралийскими аборигенами. Как уже упоминалось в четвертой главе, звук диджериду открывает проход между измерениями, через который ванджина спускаются в мир людей, а люди попадают в мир ванджина. Точно так же вместе со звуком мотора Джон совершил путешествие в иную реальность.

Единение со звуком составляет суть звуковой медитации. Это ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ главный принцип тибетской вокальной техники «однотонального аккорда». И тибетская вокальная традиция, и звукотерапия рассматривают звук не как физическое явление, волну, порождаемую колебанием голосовых связок, но как живую энергию. Люди же, способные стать ее вместилищами и передатчиками, дают этой энергии физическое воплощение. Чтобы стать таким передатчиком, человек должен полностью довериться власти звука, отказавшись от попыток управлять им. Лишь полностью отключив самоконтроль, забыв о своем «я», можно достигнуть единения со звуком.

Для того чтобы пройти все этапы активного слухового восприятия, вам может хватить даже такого обыденного, ничем не примечательного звука, как гул холодильника. На первой стадии вы просто начинаете ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ слышать, как гудит ваш холодильник. Затем, постоянно вслушиваясь в этот звук, вы начинаете различать в нем гармоники. Потом наступает очередь воображения: вы можете представлять, будто слушаете не жужжание холодильника, а хор монахов, беспрерывно поющих мантру «Ом». И, в конце концов, вы сможете достигнуть единения со звуком, стать звуком и вместе с ним перенестись в иные миры.

Слушая гармоники на четвертом уровне, человек сливается с ними воедино и совершает путешествие к их истоку. Однако достичь этого на деле гораздо труднее, чем кажется. Эта техника работы с гармониками — одна из высших форм медитации, и овладеть ею крайне сложно. Мои собственные ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ успехи в этой области гораздо беднее, чем хотелось бы. Тем не менее несколько раз мне удавалось достичь единения с гармониками. Вместе с ними я переносился в иную реальность и там встречался с прародителями звука: богами и богинями, духами и другими обитателями небес. Эти необыкновенные путешествия доставляли мне истинное счастье.

Безмолвно вслушиваясь в звук, я покидал свое тело и уносился в иные миры, как в тот раз, когда я впервые услышал пение Гармонического хора. Однако самого необычайного эффекта я добивался, когда медитацию сопровождал пением. Чтобы продлить звук на значительное время, нужно слиться с ним, нужно путешествовать вместе с ним, оставаясь в то ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ же время физическим источником звука. Другими словами, полностью покинуть свое физическое тело невозможно, иначе звук просто прекратится. Это удивительный опыт пребывания одновременно в двух, если не в трех измерениях.

В такие минуты меня часто посещает ощущение, что звук, выходящий из моего горла, порождается не мною: столь невероятные, несвойственные человеческому голосу формы он принимает. Если же мне удается довести медитацию до высшей точки, я отчетливо чувствую, что меня наполняет звуком некая высшая энергия или иной разум.

Погружение в тишину

Пятый уровень звуковой медитации представляет собой погружение в тишину. Таким образом, процесс медитации, с тишины начавшись, тишиной же и оканчивается, потому что ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ все звуки мира исходят из тишины и в нее же возвращаются.

Как гласят древние мифы, именно звуком был сотворен мир. Бог-творец издал этот изначальный звук — и возникли различные уровни бытия. Но звуку предшествовала тишина. Погрузившись в тишину, мы можем совершить путешествие как к истоку, так и к окончанию сотворенного мира.

ИТОГИ

В заключение я хотел бы еще раз вкратце напомнить вам основные этапы звуковой медитации, в процессе которой вы можете либо просто слушать гармоники, либо производить их самостоятельно.

1. Начало: погрузившись в тишину, прислушайтесь к звукам окружающего мира и звукам внутри вас.

2. Первый этап: в качестве основы для медитации ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ можно использовать кассету с записью или какой-либо иной источник звука. Внимательно вслушайтесь в звук: на данном этапе вы должны всего лишь отчетливо фиксировать все его физические аспекты.

3. Второй этап: учитесь различать в звуке гармоники. Источником гармоник в данном случае может быть и ваш собственный голос.

4. Третий этап: этот уровень медитации требует активной работы воображения. Как и в предыдущем случае, основой для медитации может служить кассета с обертональной музыкой или ваше собственное обертональное пение.

5. Четвертый этап: учитесь достигать полного единения с гармониками. Позвольте звуку перенести вас в другие миры.

6. Окончание: в завершение упражнения снова погрузитесь в тишину. Вслушайтесь ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ в гармоники, которые всегда звучат вокруг вас и внутри.

Медитация — прекрасный способ снятия напряжения и стресса. Следовательно, через медитацию пролегает путь к телесному здоровью и душевной гармонии. Научившись снижать сердечный ритм, частоту колебаний мозговых волн, кровяное давление, вы сможете с легкостью преодолевать многочисленные стрессы, которые несет в себе жизнь в современном мире. Добиться всего этого можно при помощи звуков, и в особенности гармонического пения, которое само по себе может стать своего рода медитацией.

Если же человек вкладывает в работу с гармониками (не важно, слушает он их или производит) стремление познать все уровни звука, то такая медитация превращается из терапевтического ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ упражнения в опыт духовного совершенствования. Дэвид Хайкс в программе концерта Гармонического хора пишет:

«Искусство гармонической музыки практически утеряно западной культурой. Однако, возрожденное, оно могло бы помочь нам услышать мир, в котором мы существуем, и осмыслить его современное состояние. Процесс создания и исполнения музыки, по сути, представляет собой активное постижение законов космической гармонии. Значит, именно музыка может помочь человечеству восстановить на всей планете гармонию и равновесие. Гармоническая музыка не скликает людей под свои знамена, она лишь призывает их внимательнее вслушаться в звуки мира. Тогда, возможно, каждый из людей сможет уловить то важное послание, что заключено внутри него самого».

Звуковая медитация влечет за собой ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ полное преображение сознания. Работая со звуком, вы ощутите свою взаимосвязь с космосом и найдете ответы на такие вопросы, какими прежде и не задавались. Вы сможете разрушить как внутренние, так и внешние барьеры, став ближе к окружающим людям. Вы достигнете того сознания единства и взаимосвязанности со всем миром и каждым его элементом, о котором с начала времен говорили духовные учителя. Звук открывает путь к гармонии и духовному просветлению.


ИСЦЕЛЕНИЕ ГАРМОНИКАМИ: МЕДИЦИНА БУДУЩЕГО

Экстрасенс Эдгар Кейс назвал звукотерапию медициной будущего. Звук уже довольно широко применяется в лечебных целях — а значит, будущее, предсказанное Кейсом, уже не за горами. Исцеление происходит, когда разум ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ и тело человека сливаются в общей гармонии. В этой главе мы рассмотрим разновидности звукотерапнн, основанные на использовании обертонов и резонанса.

Хотя звук наделялся целебными функциями еще с древних времен, его применение в качестве инструмента врачевания ограничивалось рамками религиозных и эзотерических традиций. Однако в последнее время терапевтические свойства звука начали привлекать внимание научной и медицинской общественности. Возникли даже специальные организации, такие как Международное общество развития звукотерапии и ассоциация «Медицина и искусство», объединившие врачей, ученых и других специалистов в области звуколечения.

РЕЗОНАНС В МЕДИЦИНЕ

В основе всех известных мне видов звукотерапии лежит принцип резонанса. Как вы, вероятно, помните, «резонансной частотой» называется частота ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ колебаний, присущая объекту от природы. Все в нашей вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и тело каждого из нас. Каждый орган, каждая кость и ткань обладает «здоровой» резонансной частотой. Если эта частота изменяется, орган начинает выбиваться из общего гармоничного аккорда, что и влечет за собой болезнь. Болезнь можно излечить, определив верную, «здоровую» частоту органа и направив на него волну этой частоты. Восстановление природной частоты в органе означает выздоровление.

«КИМАТИК-ТЕРАПИЯ»

Одним из первопроходцев в области звукотерапии стал английский остеопат, доктор медицины Питер Гай Мэн-нерс. С 1961 г. он занимался изучением воздействия звука на структуру человеческого тела ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ и протекающие в нем химические процессы.

Доктор Мэннерс ознакомился с результатами опытов доктора Йенни (который, как вы помните, изучал формообразующие свойства звуковых волн) и стал его последователем. Он изобрел электронный прибор, получивший наименование «киматик», и разработал методику так называемой «киматик-терапии». На протяжении более двадцати лет доктор Мэннерс с помощью «киматика» исцелял самые разнообразные болезни. Исходя из предпосылки, что болезнь вызывается сбоем резонансной частоты, он начал вычислять частоты, соответствующие здоровому уровню вибрации различных частей организма.

«В здоровом органе, — пишет доктор Мэннерс, — все молекулы имеют одинаковую структуру и гармонично взаимодействуют друг с другом. Если же в орган внедряется неверная частота, эта гармоническая ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ взаимосвязь нарушается. Может случиться, что инородная вибрация окажется недостаточно мощной и природной частоте удастся пересилить ее. Но более мощная вибрация может распространиться на весь орган, кость, ткань и так далее. Можно, однако, укрепить больной орган, направив в него волну, частота которой совпадает с его природной частотой. Захватчик будет нейтрализован, и в органе восстановится прежний уровень вибрации. Это должно повлечь за собой выздоровление».

«Киматик» состоит из переносного компьютера размером с кейс и генератора звука, представляющего собой мо-лоточковый механизм.

Гармоники, производимые «киматиком», подвергаются компьютерной обработке — сводятся в таблицу и реконструируются, — после чего скорректированная частота направляется в пораженную зону. Гармоники «киматика ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ» состоят из пяти разных частот, которые, по расчетам доктора Мэннерса, способны оказывать на человеческий организм наиболее мощное целительное воздействие. Звуки «киматика» принципиально отличаются от вокальных гармоник, которым посвящена эта книга: они создаются электронным прибором, и каждый из них представляет собой чистый тон. Тем не менее эти тоны являются гармониками эталонных частот человеческого организма, отделенными от этих частот на такое количество октав вверх или вниз, чтобы их могло воспринять человеческое ухо. Эталонная частота (которая может находиться в диапазоне как инф-ра-, так и ультразвуковых частот) выступает в данном случае основным тоном по отношению к тонам-гармоникам, создаваемым «киматиком». Тоны эти ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ составляют с основным тоном интервал в одну или более октав. Именно поэтому к ним и применяется термин «гармоники».

Компьютерная память «киматика» содержит тысячи составных гармоник, призванных возвращать пораженное болезнью тело в здоровое состояние. Каждому органу и каждому заболеванию соответствуют особые частоты. Особыми же частотами лечатся психические расстройства. Вот лишь неполный перечень болезней, от которых избавляет «киматик»: анемия, астма, колит, запор, диабет, экзема, глаукома, порок сердца, различные виды грыжи, болезни почек, рассеянный склероз, ишиас, сонная болезнь, сифилис и тонзиллит. Если теория резонансной терапии верна, то звук может стать настоящей панацеей, лекарством практически от любого заболевания. «Киматик-терапия» — это лишь одна ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ из множества новоизобретенных звукотерапевтических методик. Эти разновидности целительства уже успели прибрести значительную популярность, однако для официального признания в медицинском сообществе им не хватает научного обоснования. Дело в том, что проведение необходимых исследований занимает много времени и требует значительных финансовых затрат, то есть помощи спонсоров. А организации крайне неохотно выделяют средства на разработку непроверенных методик, и круг, таким образом, замыкается.

И все же нехватка средств на научные изыскания не мешает звукотерапии снова и снова демонстрировать свою эффективность. Я беседовал со многими людьми, на себе испытавшими целительное воздействие звука. Кроме того, мне неоднократно приходилось собственными глазами наблюдать случаи исцеления под ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ воздействием звука, в особенности вокальных гармоник (о чем вы прочтете подробнее в главе «Обертональное пение»).

К сожалению, пока ни один из этих случаев не удалось зафиксировать на видео. Но мне хочется верить, что огромный целительный потенциал, заложенный в звуке, в ближайшем будущем перейдет в разряд научно доказанных фактов. По моему мнению, исследователи должны сосредоточить внимание не на поиске доказательств эффективности звукотерапии, а на раскрытии механизмов этой эффективности. И я уверен, что в процессе таких исследований на первый план непременно выйдет феномен резонанса.

В своей первой беседе с доктором Мэннерсом я спросил, каким образом ему удалось составить диапазон ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ частот «ки-матика». Доктор ответил, что большинство из них были вычислены и рассчитаны научным путем, остальные же результаты были получены при помощи приборов, применяемых в радионике. Радионика исходит из предпосылки, что любое вещество излучает энергию — не просто обычную магнитную или электрическую, а энергию, проявляющуюся на тончайших, скрытых уровнях вибрации. Для выявления этой энергии применяются особые маятники, которые, реагируя на нее, начинают раскачиваться. При помощи подобных приборов исследователям и удалось определить частоты, соответствующие различным частям человеческого организма.

Доктор Мэннерс сообщил мне, что результаты лабораторных опытов (например, по выявлению природной частоты печени) совпали сданными радионических приборов. Следует при этом заметить, что один ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ такой лабораторный опыт занимает несколько часов, тогда как исследование при помощи радионических приборов длится всего несколько минут.

«ЛЯМБДОМА»

Другой вид звукотерапии, разработанный Барбарой Хи-роу, основывается на пифагорейской таблице частот — «лямбдоме». (О «таблице лямбдомы» вкратце рассказывалось ранее, в главе «Теория музыки в научных дисциплинах».) Считается, что эту математическую систему разработал Пифагор, а спас от уничтожения его последователь Ямвлих.

Барбара Хироу, математик и художница, работает с «лямбдомой» уже на протяжении двадцати лет. Она убеждена, что в «лямбдоме» заключена формула излечения звуком, поскольку перечисленные в ней частоты способны посредством резонанса восстанавливать равновесие и гармонию в чакрах.

чакры представляют собой тонкоплановые ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ энергетические центры, расположенные на центральной линии тела, то есть вдоль позвоночника. Во многих эзотерических традициях принят постулат, что энергия, воздействующая на физическое тело, исходит из чакр. В настоящий момент многие ученые проводят исследования, имеющие целью доказать существование чакр и других элементов тонкой энергетической системы в организме — таких как меридианы, на которых основана теория акупунктуры. Считается, что нарушения в системе чакр отрицательно влияют на состояние физического тела. Следовательно, методика восстановления баланса в чакрах одновременно является терапевтической техникой.

Разработанная Барбарой звукотерапевтическая система основана на восходящих и нисходящих гаммах синтезированных чистых тонов. Когда мне впервые довелось услышать эти звуки, они произвели на ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ меня большое впечатление. Однако эта методика, видимо, не вполне подходит лично мне, и оттого я не смог по-настоящему ощутить ее воздействие. Сама система, однако, меня очень заинтересовала; в особенности мне захотелось понять, по какому принципу подбирались нужные частоты. В отличие от меня, моя жена Карен, значительно более восприимчивая, в полной мере ощутила благотворное воздействие этих звуков. Прослушивая пленку с записью частот «лямбдо-мы», она почувствовала, что определенные тоны вступают в резонанс с ее чакрами, восстанавливая в них гармонию и равновесие. Столь же благоприятные отзывы я слышал и от многих других людей, работавших по системе Барбары Хироу.

Внимательно исследовав ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ частоты «лямбдомы», я обнаружил, что все они гармонически связаны между собой. Пифагорейская «лямбдома», собственно говоря, и представляет собой таблицу соотношений между обертонами. Таким образом, на свои кассеты Барбара записывала всего лишь ряды гармонически взаимосвязанных частот. Вполне допустимо, что чакры также гармонически взаимосвязаны, а потому и подвержены воздействию гармонически взаимосвязанных тонов.

Многие исследователи, в том числе Ицхак Бентов, автор книги «Охота на дикий маятник» (Izthak Bentov. Stalking the Wild Pendulum), считают, что между эфирными полями организма — астральным и ментальным, например, — также существует гармоническая взаимосвязь. Более того: гармонически связаны между собой чакры и физическое тело человека.

ГОЛОС В ЗВУКОТЕРАПИИ

До сих пор мы рассматривали лишь ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ те разновидности зву-котерапии, которые основаны на гармониках, создаваемых электронными приборами. В процессе лечения пациент слушает эти гармоники либо в записи, либо непосредственно в воспроизведении самого прибора. Однако гармоник, которые способен производить наш собственный голос, мы пока не касались.

В своей первой беседе с доктором Мэннерсом я рассказал ему о технике обертонального пения, подробное описание которой вы найдете в главе десятой. Техника эта заключается в следующем: при помощи голоса целитель исследует физическое или эфирное тело пациента, а затем направляет туда гармоники, порожденные своим же голосом. Я неоднократно наблюдал эту методику в действии и могу засвидетельствовать, что ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ она весьма эффективна. Я сказал доктору Мэннерсу, что, по моему мнению, эта методика практически идентична «киматик-терапии». Он согласился, добавив, однако, что медицинскую общественность скорее заинтересует инструмент, генерирующий целительные частоты, чем человек, выкрикивающий в лицо своему пациенту какие-то странные звуки.

Теоретически человеческий голос обладает не меньшим целительным потенциалом, чем электронный прибор, а, возможно, даже большим. Вы поймете, насколько правомерно это заявление, если вспомните формулу «ЧАСТОТА + НАМЕРЕНИЕ = ИСЦЕЛЕНИЕ», приведенную в одной из предыдущих глав. Если человек создает звук самостоятельно, ему совсем несложно вложить в этот звук нужное намерение. Однако далеко не просто всегда помнить об этом, когда нажимаешь клавиши синтезатора ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ или вводишь числовую последовательность в компьютер.

ГОЛОС КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧАКРЫ

Методика восстановления равновесия в системе чакр при помощи голоса была описана еще три тысячи лет назад в аюрведе — ведической системе врачевания. В большинстве случаев воздействие на чакры сводится к пению мантр, однако может включать в себя и отдельные гармонически связанные звуки (о системе соответствия гласных звуков и чакр вы сможете прочесть подробнее в следующей главе). В числе прочих на системе гармонически взаимосвязанных тонов базируется и методика Рэндела Маклеллана.

Методика Маклеллана

Рэндел Маклеллан, автор книги «Целительная сила музыки» (Randall McClellan. The Healing Forces of Music), разработал методику воздействия на чакры при помощи ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ человеческого голоса. Суть ее заключается в следующем: человек, желающий восстановить гармонию в собственной системе чакр, поет ряд звуков, гармонически связанных между собой. Эта вокальная техника несколько отличается от обертонального пения, однако в основе ее лежит тот же принцип — принцип гармонического ряда.

«Применение методики, основанной на принципе гармонического ряда, требует голосового диапазона, по крайней мере, в две октавы... — пишет доктор Маклеллан. — Если нижний тон этого диапазона принять в качестве второй гармоники, то основным будет тон на октаву ниже его,то есть основной тон здесь выходит за пределы голосового диапазона человека».

В системе доктора Маклеллана с нижней чакрой резонирует тон на ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ октаву выше основного. Например, в До-мажоре, это нота до. Со второй чакрой резонирует тон на квинту выше предыдущего (в нашем примере — соль); с чакрой пупка — тон, составляющий с основным интервал в две октавы (снова до); с сердечной чакрой — тон выше предыдущего на большую терцию (ми); с горловой чакрой — тон выше предыдущего на квинту (соль); с чакрой третьего глаза — тон выше предыдущего на малую септиму (си-бемоль); и, наконец, венечной чакре — нота до, отстоящая от основного тона на три октавы. Таким образом, с семью энергетическими центрами человеческого организма вступают в резонанс ноты, соответствующие семи первым обертонам ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ.

«Выстраивая ряд тонов, призванных воздействовать на чакры, — пишет доктор Маклеллан, — мы взяли за основу принцип гармонического ряда, то есть систему соотношений между 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й и 8-й гармониками. В результате обнаружилось, что природная взаимосвязь между основанием позвоночника, солнечным сплетением и теменем отражена в структуре гармонического ряда, где 2-й, 4-й и 8-й обертоны отделены друг от друга октавами (напомню, что соотношение частот, составляющих интервал в одну октаву, — 2:1). Взаимосвязь между второй и шестой чакрами выражена соотношением 3-го и 6-го обертонов, которые также отделены друг от друга октавой. Сердечной чакре соответствует пятая гармоника, несущая в себе стабилизирующую силу большой терции ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ. Третьему глазу соответствует 7-й обертон».

К тому времени, как я познакомился с системой доктора Маклеллана, я и сам уже имел некоторый опыт как в области резонансного воздействия на энергетические центры, так и в обертональном пении. Используя в качестве основного тона частоту, резонирующую с моим физическим телом, я установил, что первый обертон резонирует с моей нижней чакрой, второй — со второй чакрой, третий — с чакрой пупка, четвертый — с сердечной, пятый — с горловой, шестой — с третьим глазом, а с «венцом» резонирует тон, на три октавы превосходящий основной. Овладев техникой создания вокальных гармоник, вы сможете испробовать это упражнение на себе и проверить ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ, подходит ли эта система вашему организму.

Методика Кей Гарднер

Кей Гарднер, музыкант и композитор, автор книги «Звуковое исследование внутренних органов» (Kay Gardner. Sounding the inner landscape), также разработала особую систему соответствия между чакрами и гармонически взаимосвязанными тонами. Ссылаясь на Питера Майкла Хэмела (автора работы «Через музыку к внутреннему Я»), Кей утверждает, что рагу Сарасвати (в тональности До-мажор) составляют ноты до, ре, ми, фа-диез, соль, ля и си-бемоль. Эти ноты соответствуют обертонам в пределах первых четырех октав гармонического ряда. Кей соотносит ноту до с нижней чакрой, ре — со второй чакрой, ми — с чакрой пупка, фа-диез — с сердечной ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ чакрой, соль — с горловой, ля — с третьим глазом, а си-бемоль — с «венцом».

Для резонансного воздействия на чакры Кей применяет основные тоны, а не гармоники. Я, однако, включил описание ее методики в настоящую главу, поскольку в основе также лежит принцип гармонического ряда.

Методика Штокгаузена: резонансное воздействие на мозг

Еще один способ терапевтического применения гармоник — резонансное воздействие на мозг. Мне часто приходится слышать от людей, занимающихся обертональ-ным пением, что в момент создания вокальных гармоник они ощущают в голове вибрацию, а иногда, закрыв глаза, видят свет. Некоторые из них даже утверждают, что четко чувствуют, как разные гармоники вызывают резонанс в различных зонах мозга ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ. Подобные ощущения в процессе обертонального пения переживал и я. Возможность использования вокальных гармоник для стимуляции тех или иных участков мозга интересовала меня издавна. Я узнал о ней в 1984 г. из записанной на пленку лекции Пир Вилаят Хана, посвященной врачеванию при помощи звука.

«Как-то раз, — говорил Пир Вилаят, — я побывал в гостях у немецкого композитора Штокгаузена. За ужином он продемонстрировал мне свое удивительное искусство обертонального пения. Ему удалось пропеть двадцать восемь обертонов, чистых, как звон колокольчика. Господин Штокгаузен объяснил, что, производя обертон, он сосредоточивается на определенной точке в мозгу над верхним нёбом; и чем выше обертон, тем выше расположена соответствующая ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ точка.

Мне пришло в голову, что при помощи вокальных гармоник можно создавать резонанс в различных областях мозга — например, в гипофизе. Резонанс немедленно активизирует его работу, и гипофиз начнет выделять гормоны. Однако этот процесс необходимо строго контролировать: ведь бессистемное возбуждение гипофиза может нанести организму непоправимый вред. Крайне важно знать, к выработке каких гормонов приведет резонансное воздействие. Будут ли это гормоны роста? Или половые гормоны? Или какие-то иные? Таким образом, на деле все оказывается гораздо сложнее, чем на словах. Однако моей целью было лишь предложить вам направление научных разработок, которые, хочется верить, уже в следующем десятилетии принесут достойные плоды ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ».

Карлхайнц Штокгаузен — немецкий композитор-авангардист, мистик и ясновидящий. Он первым сочинил музыкальное произведение специально для певцов обертонов. Этой композиции Штокгаузен дал название «Stimmung», что в переводе с немецкого означает «настройка». Его вклад в развитие гармонической музыки трудно переоценить. В числе учеников Штокгаузена были такие мастера обертонального пения, как английская це-лительница-звукотерапевт Джилл Перс и швейцарский музыкант и композитор Михаэль Феттер.

В сопроводительной статье к альбому «Stimmung» 1969 г. Штокгаузен писал:

«Композиция Stimmung— не что иное, как один-единственный аккорд, звучащий на протяжении семидесяти пяти минут и за это время не меняющийся ни на полтона. Аккорд составляют одни лишь вокальные ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ гармоники — вторая, третья, четвертая, пятая, седьмая, девятая. Основного тона среди них нет... Певцам потребовалось полгода, чтобы научиться точно выпевать обертоны — девятый, десятый или одиннадцатый, тринадцатый — вплоть до двадцать четвертого... Процесс обертонального пения сопряжен с удивительными ощущениями: вы отчетливо чувствуете, как обертоны порождают вибрацию в разных участках вашего черепа. Если бы вы встретились с певцами по прошествии шести месяцев после всемирной выставки в Осаке, когда они впервые выступили с этой композицией, вы бы заметили, как сильно они изменились за это время».

Штокгаузен подразумевает не только перемены в характере и поведении. У певцов, выступавших с этой композицией более сотни ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ раз, заметно изменилась форма черепа. Однако открытым остается вопрос: в чем заключается суть этих перемен? Затронула ли она лишь костную ткань черепа или охватила и сам мозг? Если резонансное воздействие на мозг путем создания вокальных гармоникдействи-тельно возможно, значит, существует значительно более безопасный способ стимуляции мозга, чем единственный научно признанный на данный момент метод — хирургическое вмешательство, когда через просверленную в черепе дыру в мозг вставляют электроды.

ОБЕРТОНАЛЬНОЕ ПЕНИЕ В МЕДИЦИНЕ: ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Дон Кэмпбелл в книге «Рокот безмолвия» (Don Campbell. The Roar of Silence) рассматривает звук, и в частности гармоники, как средства воздействия на организм и, в частности, на ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ головной мозг человека:

«Вызывая в том или ином органе вибрацию, гласный звук активизирует его и наполняет энергией. От тона этого гласного зависит "точка попадания". Медицина не знает более безопасного и быстрого способа локальной стабилизации кровоснабжения, насыщения кислородом и притока энергии».

Джилл Перс, английская обертональная певица, неоднократно заявляла в интервью различным изданиям:

«Обертональное пение обладает мощным оздоровительным воздействием... Когда вы поете, вы начинаете замечать в собственном организме такие физиологические и психологические процессы, которые в обычном состоянии уловить невозможно. Поскольку обертональное пение требует невероятной концентрации, в работу вступают те зоны мозга, которые раньше пребывали в бездействии. И когда это происходит, вы вдруг понимаете, что ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ перед вами распахнулись двери в иной, высший мир».

Гармоники в системе резонансного воздействия на черепную ткань

Выступая с лекциями перед учеными и врачами, я не раз затрагивал тему резонансного воздействия на различные участки головного мозга при помощи обертонов. Однако, несмотря на все мои усилия, эта теория до сих пор остается неразработанной. Правда, мне самому удалось достигнуть некоторых интересных результатов, которые, на мой взгляд, отчетливо указывают на возможность такого применения вокальных гармоник.

Некоторое время назад по моей инициативе была основана Ассоциация звукотерапевтов — некоммерческая организация, занимающаяся проблемами звуколечения. Члены ассоциации встречаются на ежемесячных съездах, куда с докладами и лекциями ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ приезжают и приглашенные специалисты. Гостем одного из съездов ассоциации, проходившего в октябре 1986 г. в Бостоне, стал доктор Харлан Спарер, нью-йоркский хиропрактик, которого пригласили выступить на тему теории резонансного воздействия. В рамках лекции мы с доктором Спарером при помощи нескольких добровольцев провели следующий эксперимент: я производил вокальные гармоники и направлял их в тела испытуемых, а Харлан следил за состоянием костей их черепа. Ему удалось зафиксировать, что под воздействием обертонов, направленных в голову испытуемого, кости черепа смещаются. Тот же эффект наблюдался и когда обертоны производил сам испытуемый. Наш эксперимент основывался на «живом» звуке, но весьма вероятно, что и вокальные гармоники, записанные ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ на пленку, будут воздействовать на череп подобным образом.

По мнению доктора Спарера, которое впоследствии подтвердил доктор Джон Боле, гармоническое пение оказывает воздействие не только на черепные кости и мозг, но также регулирует дыхательный ритм и циркуляцию спинномозговой жидкости. Спинномозговую жидкость можно назвать физиологическим аналогом кундалини, скрытой энергии, о которой говорят мистические традиции Востока (подробнее о кундалини будет рассказано в главе восьмой). Судя по всему, циркуляция спинномозговой жидкости оказывает влияние на здоровье и жизнеспособность всего организма в целом: Нарушение этого процесса влечет за собой серьезные заболевания. Методика резонансного воздействия позволяет разрушать блокировки, препятствующие циркуляции спинномозговой жидкости, и тем самым излечивать недуги, поразившие ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ организм.


Хельга Рич

В 1985 г. я выступал с лекцией на четвертом Международном симпозиуме звукотерапевтов, посвященном роли музыки в восстановлении физического и психического здоровья. Симпозиум проводился в нью-йоркской клинике «Голдуотер». Сразу после лекции мне предстояло лететь в Новую Англию на заседание Медицинского общества по изучению тонкой энергии. Перед отъездом в аэропорт я решил перекусить в кафетерии, расположенном в том же здании, где проходил симпозиум. Купив сандвич, я уселся за столик, где уже сидела какая-то женщина. Лицо ее было мне незнакомо, однако я решил, что она, скорее всего, одна из участниц симпозиума. На мой вопрос она ответила ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ утвердительно. Вскоре я выяснил, что зовут мою новую знакомую Хельга Рич и что она — преподаватель вокальной техники и йоги. Хельга прилетела из Дании только этим утром, к началу своего доклада.

На мой вопрос о направлении ее деятельности мисс Рич ответила, что при помощи особой звукотерапевтической методики она помогает людям излечиваться от таких заболеваний, как афазия19 и синдром Дауна, и от разного рода мышечных нарушений. Я попросил Хельгу подробнее описать ее методику.

«Я учу пациентов петь гласные и направлять их вот сюда», — ответила Хельга, прикладывая палец к середине лба.

Ее слова потрясли меня.

«Вы учите своих пациентов направлять звук в третий глаз ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ!» — в волнении воскликнул я.

«Да, — кивнула Хельга. — Но я не могу пользоваться такими терминами!»

Я спросил госпожу Рич, насколько успешные результаты дает ее методика, и она с мудрой улыбкой ответила:

19 Афазия — расстройство речи при сохранности органов речи и слуха. Обусловлено поражением коры больших полушарий головного мозга.

«Приходите сегодня на мою лекцию и узнаете».

Я объяснил Хельге, что должен успеть на самолет, но пообещал непременно связаться с ней в будущем. Однако эта наша встреча оказалась последней. Я больше никогда не видел Хельгу. А недавно один из моих учеников, родом из Дании, сообщил мне, что в 1990 г. она умерла.

Текст лекции ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ, на которую приглашала меня госпожа Рич, я нашел в сборнике статей, опубликованном по завершении симпозиума. Она называлась «Обучение вокальной технике: теоретический аспект». Приведу небольшой отрывок из этого текста:

«Первая фаза работы с людьми, страдающими нарушением речи, — обучение их технике глубокого, размеренного дыхания. На втором этапе они должны научиться делать вдох таким образом, чтобы поток воздуха проходил через голосовые связки вверх, к центральной точке лба. Мышцы гортани должны быть полностью расслаблены, поэтому в данном случае крайне важно правильное размещение языка. В достаточной мере разработав язык и губы, пациент переходит к серии упражнений, основанных на гласных звуках двух различных групп. По ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ прошествии нескольких недель интенсивных тренировок речь и способность к пению практически полностью восстанавливаются».

Краткая встреча с госпожой Рич произвела на меня неизгладимое впечатление. Я не сомневаюсь, что ее звуко-терапевтическая методика чрезвычайно эффективна и заключает в себе еще одно подтверждение целительной силы гармоник. Ведь гласные звуки, при помощи которых мисс Рич излечивала пациентов с неврологическими нарушениями, содержат в себе вокальные гармоники. Представляется вероятным, что резонанс, вызываемый в мозгу вокальными гармониками, может способствовать образованию новых нервных связей, действующих в обход пораженных зон.

Сьюзен Гэллахер Борг

На Первом международном симпозиуме, посвященном теории тонкой энергии и связанным с ней терапевтическим методикам ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ, в 1991 г. в Боулдере я познакомился со Сьюзен Гэллахер Борг. Сьюзен, певица и специалистка в области лечебной физкультуры, разработала терапевтическую систему, именуемую «резонансной кинезиологи-ей». На симпозиуме Сьюзен выступала с лекцией «Лечение голосом: пение как средство регуляции мозговых процессов». Главной темой доклада было резонансное воздействие на мозг при помощи вокальных гармоник. Таким образом, в лице Сьюзен я нашел еще одного единомышленника.

Сьюзен самостоятельно открыла для себя необычайные свойства вокальных гармоник и посвятила много времени изучению реакций, вызываемых гармониками в человеческом организме и в частности в мозгу. Особый интерес Сьюзен вызвало воздействие резонанса на фасцию. Фасция — соединительная ткань, состоящая из ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ студенистого вещества, — обволакивает органы, сосуды, нервы и мышцы, а также входит в состав синапсов20. Она чрезвычайно восприимчива к звуковому воздействию и реагирует на резонанс быстрыми физиологическими изменениями.

Сьюзен убеждена, что теория резонансного воздействия на мозг вполне осуществима на практике. Более того, она полагает, что вокальные гармоники можно использовать для создания в мозгу новых синаптических связей. Вот что сказала она мне на этот счет в одной из бесед:

«Постоянно стимулируя нервные клетки мозга, вы принуждаете их снова и снова откликаться на один и тот же вызов. В результате та часть мозга, которую вы стимулировали, "приучается" к определенной реакции, и в ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ ней воз-

20 Синапсы — области связи нервных клеток (нейронов) друг с другом и с клетками исполнительных органов.

никает новый синапс, приспособленный к этой реакции. Таким образом стимуляция порождает новую соединительную структуру между клетками мозга».

В своей лекции Сьюзен обратилась к присутствующим на симпозиуме врачам и ученым с предложением более детально изучить вопрос о звуковом воздействии на мозг: выяснить, возможно ли это в принципе, и если да, то установить, какие именно гармоники соответствуют определенным участкам мозга. Если исследование принесет положительные результаты, это будет означать, что медицина открыла принципиально новый метод лечения травм головы и других неврологических нарушений.

Между тем уже найдены научные доказательства того ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ, что резкие, дисгармоничные звуки могут оказывать на мозг отрицательное влияние. В 1990 г. нейробиолог Шрекен-берг и физик Бёрд провели серию специфических опытов. Ученые подвергали крыс воздействию разнообразных звуков. Первая группа крыс слушала вальсы Штрауса, второй же группе приходилось без перерыва слушать громкий, беспорядочный грохот барабанов. По прошествии некоторого времени у крыс из второй группы развились нарушения памяти; помимо этого исследователи зафиксировали структурные изменения в мозговых клетках животных. Непрерывный стресс повлек за собой истощение, переутомление нервных клеток. Ученые сделали вывод, что дисгармоничная музыка оказывает на мозг млекопитающих разрушительное воздействие.

Получены научные данные и в поддержку теории выращивания ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ новых мозговых клеток. В начале 90-х гг. Фернандо Ноттебом и его коллеги из университета Рокфеллера сделали удивительное открытие: в мозгу певчих птиц периодически вырастают новые мозговые клетки, хотя прежде считалось, что для взрослых организмов это уже невозможно. Птицы, умеющие издавать два тона одновременно, обладают способностью восстанавливать число нервных клеток и увеличивать объем области мозга, отвечающей за пение. Открытие «нейрогенеза» взволновало медицинское сообщество, вселив во многих исследователей надежду на то, что в будущем человеку также удастся выработать метод стимуляции нервной системы, способствующий ее самовосстановлению. Было предпринято немало попыток обнаружить ген, ответственный за процесс регенерации нервных клеток. Можно, однако, предположить, что ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ ключом к Нейрогенезу у певчих птиц является не этот пока не найденный ген, а те сами звуки птичьего пения.

Джудит Хитт

Джудит Хитт, уроженка Вермонта, — дипломированная медсестра и специалист в области реабилитации, — применяет к своим пациентам, страдающим от последствий инсульта и иных неврологических нарушений, технику зву-котерапии, основанную на вокальных гармониках. Вместе со Сьюзен Борг Джудит занималась изучением воздействия звука на физиологические механизмы.

«Звук позволяет в буквальном смысле "прикоснуться" к мозгу и нервам, — говорит Джудит. — При помощи некоторых гармонических частот я могу вызывать вибрацию в отдельных участках мозга. Эти частоты у каждого человека разные, и даже у одного человека набор ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ таких частот может изменяться изо дня в день. Все вышесказанное относится и к каждому из черепно-мозговых нервов, к спинным нервам и спинному мозгу. К примеру, ритм циркуляции спинномозговой жидкости, который в результате инсульта сильно нарушается, может быть восстановлен при помощи звука: звук разрушает блокировки, препятствующие нормальной циркуляции».

В своей работе с гармониками Джудит сочетает вокализацию с визуализацией, обучая своих пациентов вкладывать в звук нужное намерение посредством зрительного образа:

«Если, к примеру, мы разрабатываем правую руку, я прошу пациента представлять, как его правая ладонь сжимается в кулак. Таким образом формируется нужное намерение. Когда это происходит, я направляю звук в соответствующую ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ зону мозга, и он начинает по нервам спускаться к руке. Тогда я прошу пациента постараться почувствовать взаимосвязь между рукой и мозгом, ощутить, как движутся импульсы по нервам от мозга к кулаку, а потом — обратно к мозгу. Пока пациент визуализирует движение импульсов, которое должно привести к движению руки, я направляю звук в соответствующие области нервной системы. Звукотерапия открывает перед нами новые возможности исследования и лечения нервной системы, дает нам способ — через создание новых синапсов — восстанавливать утраченные двигательные способности».

По мнению Джудит, гармоники, содержащиеся в «гласных звуках "эй" и "и", лучше всего резонируют с тканями мозга, а гармоники, составляющие с основным тоном ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ интервалы в одну октаву или квинту, способны создавать резонанс на более обширных участках». «Самые высокие гармоники, которые я могу создать, — добавляет Джудит, — воздействуют на более мелкие элементы нервной системы, такие как хвостатое ядро или соединения черепных нервов».

До сих пор Джудит не пыталась обучать своих пациентов самостоятельно создавать вокальные гармоники, однако она планирует в скором времени затронуть и эту область звукотерапии. Уже сейчас в своей работе со звуком Джудит применяет очень многие из тех концепций и приемов, которые описаны далее в этой книге, в главе «Обер-тональное пение».

Томатис и его методика резонансного воздействия на мозг

Теорию доктора Томатиса о функциях ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ слуха и активном слуховом восприятии мы уже рассматривали в главе шестой, посвященной медитации. Однако к теме настоящей главы идеи доктора также имеют самое прямое отношение. Результаты его исследований еще раз подтверждают возможность резонансного воздействия на мозг. Доктор Томатис полагает, что активизация коры головного мозга происходит в результате стимуляции слухового нерва. Я же позволю себе предположить, что звук способен вызывать механический резонанс в самих тканях мозга.


documentagqiuab.html
documentagqjbkj.html
documentagqjiur.html
documentagqjqez.html
documentagqjxph.html
Документ ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ